21.05.2008 О цене перевозок для металлургии
На последнем заседании 6 мая члены правительства РФ «допутинского призыва» успели определить уровни тарифов на услуги естественных монополий до 2011 г. В итоге с 1 июля тариф на грузоперевозки по нашим железным дорогам вырастет на 8%, а за весь год – на 16,3% вместо запланированных ранее 11%.
В 2009 г. перевозки подорожают еще на 12,5–14%, в 2010 г. – на 9,7–13,7%, в 2011 г. – на 10–14%, т. е. уверенно обгоняя все планы властей по обузданию инфляции.
Учитывая, что грузы горно-металлургического комплекса РФ (металлы, руды, коксующийся уголь) составляют около 20% грузооборота российских железнодорожных перевозок, их подорожание прямо затронет интересы российских горняков и металлургов.
Удавшееся сверхплановое повышение цен президент ОАО «РЖД» объяснил тем, что «впервые в истории железнодорожного транспорта нам удалось добиться понимания необходимости включения инвестиционной составляющей в тариф…». Можно подумать, что ранее инвестиции в ж/д транспорт России не велись или извлекались из каких-то других источников.
На мировом рынке перевозок, где главным является морской грузооборот, примечательная новость появилась через неделю. Устойчивый спрос на поставки сырья обеспечил рост цен на фрахт для чартера судов Capesize (балкер дедвейтом свыше 100 тыс. т) до очередного рекорда в $254 тыс. в день.
Сводные индексы фрахта, характеризующие мировые цены на перевозки морем, пока на несколько процентов не достигли рекордов ноября 2007 г. Однако они «пробили» важнейшие уровни в 15 тыс. пунктов (BaCI) и 10 тыс. пунктов (BaDI). Более того, как отмечают аналитики, цены на фрахт, похоже, останутся на этом же уровне в течение следующих двух недель.
Аналитики в своих прогнозах «поскромничали». Рекорды цен на перевозки были перекрыты 15–16 мая. Более того, быстрый рост цен на фрахт продолжается. Прогнозы многих западных специалистов о спаде цен на перевозки вновь не оправдываются…
Текущая ситуация для фрахта
После спокойной зимы 2007–2008 г., когда цены на фрахт упали на 60%, весенний рост специалистов особо не встревожил. О ценах заговорили вновь в последние дни апреля, когда на рынке появилась информация о бразильском трафике железорудных перевозок, который в состоянии вернуть фрахтовые ставки на рекордные уровни.
По сообщению британской аналитической компании Sempra Metal, в конце апреля «морские сухогрузы мощностью около 20,6 млн т скопились в портах Ponta dе Madeira и Tubarao, что уже на 25% выше уровня конца февраля 2008 г.». Порты эти преимущественно отгружают железную руду, а также чугун и прочую продукцию бразильской черной металлургии.
Схожая очередь из судов возникла и в австралийском порту Newcastle – одном из крупнейших мировых портов по перевалке угля и железной руды. «Рынок судов, похоже, возвращается назад, к уровню ноября 2007 г., когда фрахтовые ставки были на рекордном уровне», – отметил аналитик компании Джон Кемп.
Далее интерес к фрахту подогрело сообщение о том, что Китай уже практически согласился на фрахтовую премию к ценам на железную руду, предлагаемую австралийскими компаниями BHP Billiton и Rio Tinto. Днем позже Китай так же легко отказался от этого согласия, попеняв газетчикам на неправильную интерпретацию интервью г-на Zou Jian, председателя China Metallurgical Mining Association. Как позже отметил г-н Zou Jian в интервью Reuters, «меня неправильно цитировали, а высокая фрахтовая премия пока остается в разряде ненормальных и нерезонных факторов на переговорах».
Таким образом, именно грузы металлургии (особенно руда, экспортируемая в Китай) первыми спровоцировали новый виток «гонки цен» на перевозки морем.
Рынок морских перевозок и парк судов
Собственно, интерес металлургов к рынку фрахта понятен, так как фрахтовая составляющая на сырье и на стальную продукцию давно играет важнейшую роль в обеспечении производства и немаловажную роль в определении цены. К примеру, перевозки железной руды морем обеспечивают свыше 90% ее мирового экспорта и растут ежегодно почти на 10%. По оценкам, в 2007 г. ее объем уверенно превысил 700 млн т. К 2010 г. эти перевозки, по прогнозу CVRD, достигнут 865 млн т.
Рынок перевозок руды и прочего сырья в последние 4–5 лет ощущает большую динамику за счет устойчивого индустриального развития таких стран, как Китай, Индия, и региона Юго-Восточной Азии в целом. Именно эта тенденция повернула конъюнктуру фрахтовых ставок на самый высокий исторический уровень. Мировые морские поставки играют значительную роль в общем объеме мировой торговли и составляют примерно ее две трети. Танкеры с нефт
…
…