29.07.2005 Итоги I полугодия 2005г. в черной металлургии (Часть II)
Экономические показатели
На выручке ведущих металлургических предприятий России снижение тоннажа производств в I полугодии 2005 года абсолютно не сказывается. (см. Табл.3).
У всех лидеров отрасли объемы продаж в начале 2005 года на 41-84% выше, чем в первом полугодии прошлого года. Причина – рост отпускных цен на металлопродукцию (на 40-80%), состоявшийся еще в прошлом году. В 2005 отпускные цены меткомбинатов на металлопрокат снизились. При этом корпорация «Чермет» (по данным заводов) показывает почти стабильные отпускные цены (см. Рис. 4). Однако по многим видам сорта, особенно по арматуре, реально получение заметных скидок к цене прейскуранта при оптовых отгрузках.
Для среднего российского потребителя (в розничной и мелкооптовой торговле) в первой половине 2005 года произошло снижение средних цен на металлопрокат на рынке на 6-11%, а на арматуру – почти на 20%. Однако большая часть финансовых потерь от спада цен легла не на металлургов, а на металлоторговцев.
Результат снижения цен и объемов продаж, а также роста издержек металлургического производства безусловно сказался на прибылях металлургических комбинатов. Однако тройка лидеров российской металлургии при заметном изменении конъюнктуры стального рынка за год практически ничего не потеряла в прибыльности (см. Табл. 4).
Заметный спад прибылей отмечен у ЗСМК, ЧМК и «Уральской стали», однако в большей степени он вызван особенностями сбытовой политики холдингов, нежели снижением эффективности предприятий.
В части эффективности и конкурентоспособности нашей металлургии ключевым показателем остается рентабельность ее производств. Снижение в 2005 году цен на продукцию (особенно экспортную) при росте затрат (на сырье, энергоносители, перевозки) снизило рентабельность меткомбинатов и холдингов (в части металлургических производств). Все наши предприятия с опозданием или неохотно дают информацию о полученной чистой прибыли. Их сводки за I полугодие по большей части пока еще не опубликованы. Однако есть возможность оценить эффективность по достигнутой балансовой прибыли (т.е. с учетом выросших затрат). Условная рентабельность (как о
…
…