Минимизация воздействия силы трения — одна из самых актуальных задач в истории техники со времен изобретения колеса. Существуют археологические свидетельства использования смазочных материалов еще на заре египетской и шумерской цивилизаций. В начале промышленного переворота XVII века в качестве смазочных материалов применялись животные, растительные и минеральные масла, использование которых, впрочем, уже совсем скоро — с появлением более сложных механизмов — стало неэффективным, что запустило процесс активного научного поиска.
Как правило, процесс создания первых «завод смазок и маселй» сводился к смешению различных веществ все с теми же животными и растительными маслами, однако некоторые рецептуры, например, такие как у запатентованной смазки британца Джозефа Джона Долана, напоминали скорее составы снадобья средневекового алхимика: «Зеленые листья растительной субстанции, называемой лавром; зеленые листья растительной субстанции, называемой плющем; соленокислая соль ртути; субнитрат висмута; сульфат меди; сульфат цинка; сурьмяной винный камень; жир гренландского или южного кита; оливковое масло; семенное масло; пальмовое масло; растительная субстанция, называемая каучуком; обычное коричневое мыло; белый перец; свинцовые белила; обычная соль и порошкообразные квасцы; графит».
В Россию промышленная революция пришла позже, чем в Европу, — после отмены крепостного права и последовавшим за этим проведением масштабных социально-экономических реформ. Однако в 1879 году из 1229 российских фабрик 754 (61,7%) уже применяли паровые двигатели. Для обслуживания все более сложной техники с середины 1860-х годов на российский рынок стали завозить смазочные материалы из Германии, Бельгии, Голландии. Их стоимость была достаточно высока, а качество оставляло желать лучшего.
Российские инженеры и предприниматели настойчиво искали выход из создавшегося положения. В ряде отраслей нефтяные остатки керосинового производства использовали в смесях с сурепным и касторовым маслами, свиным жиром, графитом, воском. Такие смазки отпугивали покупателя своим цветом и запахом, но привлекали дешевизной. Так же как в производстве осветительных составов керосин постепенно заменил растительные масла, нефтяные смазочные масла шаг за шагом вытеснили животные.
Первый шаг в создании принципиально новой технологии получения нефтяных масел в России был сделан муромским купцом Федором Смоляниновым. В 1865 году в Астрахани он построил небольшой завод по производству смазочных материалов из остатков керосинового производства. Сырье он доставлял на парусных судах из Баку. Нефтяные остатки загружались в котел с крышкой, вмазанный в печь и обогреваемый «голым» огнем, затем в котел прибавляли бараньего жира, сала и сурепного масла и продолжали нагревать еще несколько часов для удаления летучих веществ. Получаемый продукт представлял собой густую мазь, предназначенную для смазки колесных осей, паровозных и вагонных букс.
Почин Федора Смолянинова поддержали промышленники в других регионах, однако объемы выпуска смазочных материалов были сравнительно невелики — и, как правило, их сбыт не выходил за пределы нескольких губерний. Эффективная промышленная технология масляного нефтяного производства ждала своего часа.