факторинг

Факторинг — красивое слово с достаточно длинной историей. Первые отблески факторинга можно было наблюдать еще 4 тысячи лет назад в Древней Месопотамии. Дальнейшее развитие наблюдалось в Англии 17-го века и в США 19-го. Но что же означает это понятие?

Факторинг — это специальный метод финансирования того или иного товара (услуги), под уступку права денежного требования. Простыми словами, факторинг это целый комплекс финансовых услуг для изготовителей и поставщиков. Также стоит отметить, что это довольно удобный инструментарий для увеличения оборота и стабилизации компании.
Процедура факторинга
Факторные сделки обычно состоят из нескольких этапов. В них принимают участие 3 стороны : поставщик, покупатель и фактор (банк или факторная компания). Преимущественно факторные соглашения происходят, когда небольшие компании выходят на крупный рынок и торговлю с большими сетями. Так как им необходимо постоянно предоставлять определенное количество товара и иметь широкий ассортимент им нужны дополнительные средства, чтобы не было застоя на производстве. Тут факторные сделки и пригождаются.

Читайте также: Как эффективно разделить рабочее время на несколько компаний?
При факторном соглашении, банк (фактор), сразу как только получает подтверждение о погрузке товара или предоставлении услуги, начисляет вам необходимые средства. После этого покупатель по истечении определенного срока (обычно 30 или 60 дней) расплачивается напрямую с банком. Благодаря этому у поставщика не формируется кассовый разрыв.

Преимущества факторинга
Факторинг имеет огромное количество преимуществ для каждой стороны, то есть для поставщика, покупателя и фактора. Давайте рассмотрим все преимущества для каждой их сторон.

Для поставщика
Основным преимуществом для поставщика конечно же является ускоренная оборотоспособность. Не возникает застоя средств, а значит и производство не тормозится. Благодаря этому:

увеличивается объем продаж;
количество покупателей растет;
появляется возможность конкурировать на рынке.
Для покупателя
В случае с покупателем оборотные средства используются максимально оптимально. Помимо этого получатель:

получает товарный кредит;
повышает свою конкурентоспособность;
увеличивает количество закупок.
Для фактора
Профит от подобных сделок получает и фактор. В первую очередь, это рост количества клиентов, однако есть также и другие преимущества как:

увеличение доходов;
дифференциация бизнеса;
укрепление рыночных позиций.
Как можно заметить, каждая из сторон получает в случае фактора равноценные преимущества. Поэтому банкам выгодно предоставлять факторинговые услуги, так как они берут небольшой процент за свои услуги(1-2%).

Разновидности факторинга
Существует несколько видов факторинга в зависимости от степени риска, уровня информированности участников и их местонахождению.

Открытый факторинг
Суть подобного типа факторинга заключается в том, чтобы компания изготовитель уведомляет клиента о своей работе с фактором. В таком случае компетенция на обязательные выплаты передаются банку или факторной фирмы и выплаты идут через ее расчетный счет.

Закрытый факторинг
В таком случае, когда покупатель не был заранее уведомлен о наличии третьей стороны. Для него это не является проблемой, он оплачивает оговоренную сумму, просто вместо реквизитов поставщика указываются реквизиты фактора.

Безрегрессный факторинг
Фактор, то бишь, банк должен принять на себя все риски связанные с неплатежами компании покупателя. Это самый рисковый вид для фактора, так как в случае неуплаты средств покупателем, фактор терпит убытки.

Регрессный факторинг
Этот вариант более приемлем для банка, так как ответственность, за неуплату по договору покупателем, полностью берет на себя компания поставщик. Такой вид факторинга имеет меньший процент для фактора за предоставление своих услуг, однако он и менее популярен, так как связан с сильными рисками для поставщика.

Внутренний факторинг
Этот вид факторинга отличается только местонахождением всех трех компаний. Только в случае, если все участники сделки являются резидентами и зарегистрированы соответственно в одной стране, факторинг может считаться внутренним.

Внешний факторинг (международный)
Такой вид факторинга является обычно очень долгосрочным. В таком случае поставщик, покупатель и факторная компания должны быть зарегистрированы в двух или более странах.

Читайте также: 100+ идей бизнеса для женщин с минимальными вложениями в 2021 году
Причины заключать факторные сделки
Существует много причин для факторных сделок, однако основной можно назвать рост мировой торговли. Из-за этого очень часто маленькие и средние компании сталкиваются с застоем оборота в промежуток между поставки товара и его оплаты покупателем. Поэтому для них факторинг является чуть ли не наилучшим вариантом, чтобы не простаивать и не терпеть убытки.

Ряд случаев, когда лучше всего будет использовать факторинг:

когда необходимо быстро увеличить оборотный капитал и устранить кассовый разрыв . Факторинг в данном случае будет удобнее и быстрее, чем оформление займа;
когда необходимо найти и привлечь контрагента, у него должны быть приемлемые условия для совершения сделки ;
когда компания начинает сотрудничать с новыми контрагентами . Факторинговая сделка в таком случае дает возможность снизить риски и переложить ответственность на факторинговую компанию;
когда компании участники сделки (поставщик и покупатель) имеют разные уровни развития . То есть когда одна компания небольшая, а другая является крупным ритейлером или даже корпорацией.
Факторинговые сделки являются отличным вариантом для большинства небольших компаний производителей. Для банков они не менее выгодны, поэтому они и создают специальные отделы занимающиеся только факторингом.