10.06.2016 Строительные надежды и реалии
Взлет российских цен на стальную арматуру в апреле–мае 2016 года запоздал по времени – последние годы он обычно происходил на месяц-два раньше. Однако в текущем году рост стал беспрецедентно резким.
Многократное переписывание прейскурантов, прайс-листов и ценников коснулось всех видов металлопроката и труб строительного назначения. Но в наибольшей степени – именно стальной арматуры. И, естественно, все надежды производителей и металлотрейдеров при этом были связаны с ростом спроса в стройиндустрии.
Казалось неважным, что старт сезона активного строительства в России несколько задержался, ведь он считался абсолютно неминуемым.
Обратимся к строительной и финансовой статистике, причем за многие годы, чтобы понять как тенденции, так и текущую ситуацию в российском строительстве (рис. 1, 2).
Во-первых, отметим долговременную тенденцию фактического спада инвестиций в отрасль со стороны бизнеса. По показателю доли в общем объеме инвестиций в основной капитал в РФ строительство все больше уступает прочим (и более рентабельным) отраслям экономики. Причем интерес бизнеса к этой отрасли падает на фоне заметного роста объемов производства стройиндустрии РФ в последние 15 лет.
По финансовым показателям (исключая спад в кризис 2009 го-да) тенденция российского строительства даже при оценке в долларах США по курсу ЦБ РФ многие годы выглядела весьма позитивной (рис. 2). Причем при оценке в рублях практически незаметен даже спад 2014–2015 годов.
Однако цифры официальной статистики не раскрывают главного – основного источника финансирования строительства РФ в последние годы.
Однако «методом вычитания» вклада бизнеса и населения его можно легко оценить. До 80% финансирования российского строительства в последние годы обеспечивают различные вливания из федерального и местных бюджетов, а также кредиты строительных компаний.
Эта характерная (бюджетно-кредитная) структура инвестиций показательна для строительства объектов зимней Олимпиады-2014 и параллельного развития региона Сочи.
Напомним, что в 2007 году при подаче заявки Сочи в Международный олимпийский комитет стоимость проведения Игр оценивалась в 314 млрд руб. (включая 62% средств из госбюджета). Цифры эти, похоже, были почти точно извлечены из Федеральной целевой программы развития города Сочи до 2014 года, которая предусматривала аналогичные инвестиции (316 млрд руб., в т.ч. из госбюджета – 58,6%, из регионального бюджета – 2,9% и прочие инвестиции – 38,5%).
Фактически, по последним оценкам, инвестиции в масштабное строительство превысили 1 трлн руб. Формально около 60% составили инвестиции из федерального бюджета. Однако «прочие вложения» были проведены государственными компаниями (РЖД, «Газпромом», «Олимпстроем» и т.п.), причем во многом за счет привлеченных кредитов у государственного ВЭБа (249 млрд руб.). Фактические «прочие», т.е. частные, инвестиции (бизнеса) в Сочи оцениваются только в 53 млрд руб., что составляет менее 5% общего финансирования олимпийского проекта.
Пример этот крайний, но весьма характерный. В последние годы российская стройиндустрия чрезвычайно крепко, до 50% и более объема инвестиций, «подсела на иглу» прямого бюджетного финансирования. «Прочее» кредитное финансирование также во многом обеспечивается крупнейшими банками РФ, находящимися под прямым контролем государства. Также как и многие частные кредиты населения по
…
…