06.05.2002 Металлурги и тарифы на услуги монополистов: разные подходы (часть 2)
В первой части нашего материала были рассмотрены вопросы влияния тарифов на энергию и ж/д перевозки на ситуацию в металлургии. Однако данный процесс унификации тарифов наиболее сильное влияние оказывает на рынке ломозаготовки и ломоперевозки. Рассмотрим эту ситуацию подробнее.
Участвующие стороны По данным института ВНИИвторчермет (Липецк) объем металлофонда России равен приблизительно 1.5 млрд. тонн; 53% приходится на долю машин, оборудования и прочих механизмов, а 47% — на здания, сооружения, передаточные устройства, являющиеся трудноперерабатываемыми.
Основными потребителями на рынке лома являются отечественные металлургические предприятия и торговые компании, экспортирующие лом в страны-потребители на Запад. Географическая локализация крупнейших отечественных потребителей в Северо-западном, Западно-Сибирском и Уральском регионе (рис. 2), что в принципе находится вдали от основных источников образования лома, ставит перед потребителями, ломозаготовителями и операторами рынка проблему транспортировки собранного металла.
Основные заготовители лома в России – это бывшие предприятия системы «Втормет», разбросанные по всей территории страны. В последнее время происходит качественная перестройка существующей системы утилизации отходов, и в отрасли стали появляться крупные объединения, контролирующие основные объемы ломозаготовки сразу в нескольких регионах России. Прежде всего, это группа предприятий «МАИР», контролирующая сбор лома в Тагиле, Омске, Воронеже, Пензе; ЗАО «Румет», владеющее предприятиями по заготовке лома в 10 российских регионах, в том числе, в Калуге, Орле, Коломне; группа компаний «Полимет», контролирующая сборы металла в 7 регионах и некоторые другие крупные объединения Северо-Запада и Центрального региона.
Отношение ломосборщиков и МПС
Не секрет, что монопольное положение МПС на рынке перевозок и нерегламентированное тарифообразование сильно затрудняют развитие рынка ломопереработки. Постоянное повышение тарифов на перевозку лома угнетающе действуют на и без того неразвитый рынок. Основной сдерживающий фактор для его развития – низкая рентабельность переработки и зарегулированность (бюрокра
…
…