Металл для железных дорог. Аналитика черных металлов.

18.04.2014    Металл для железных дорог

Пересечений интересов российских металлургов и железнодорожников не счесть. Последняя заметная новость на эту тему пришла с совещания у вице-премьера Игоря Шувалова, состоявшегося 21 марта. Перегруженный долгами «Мечел» предложил ОАО «РЖД» выкупить железную дорогу от БАМа к Эльгинскому угольному месторождению. Железнодорожники согласны, если правительство РФ эту сделку оплатит, поскольку цена вопроса более чем солидная – около 70 млрд руб. Фактически речь идет о национализации железной дороги к Якутии – единственной крупной (до 320 км) дороги в РФ, строившейся на частные инвестиции.

Отметим, что о хроническом дефиците собственных средств на развитие ОАО «РЖД» сообщают уже давно, хотя многие годы компания выглядела устойчиво рентабельной (табл. 1).

При этом прямой вклад металлургии РФ в выручку железнодорожников на первый взгляд сравнительно невелик, поскольку металлы занимают около 6% в общем объеме перевозимых грузов. Однако с учетом повышенных тарифов (также перевозок руды и углей металлургии) фактическая значимость и стоимость металлургических перевозок много выше – до 20%. А это несколько сотен миллиардов рублей ежегодно.

Однако в последние два года ОАО «РЖД» показало значительный спад рентабельности работы и заговорило о дефиците финансов не только на перспективу, но и на текущую деятельность. Причем запрет повышения тарифов на ж/д перевозки в 2014 г. и текущий спад объемов перевозок становится для компании угрожающим. Сообщается, что инвестиционная программа РЖД урезана до предела, а экономия затрат идет везде, где только можно.

Впрочем, как обычно, российские власти пошли нашим железнодорожникам навстречу. На заседании правительства 14 ноября 2013 г. утверждена трехлетняя инвестиционная программа и финансовый план РЖД объемом в 1,2 трлн руб., включая 350 млрд руб. бюджетных средств. РЖД в 2014 г. разрешено увеличить на 58 млрд руб. общий кредитный портфель компании, до 685 млрд руб. Причем и этих средств уже не хватает. В феврале 2014 г. РЖД попросили у правительства дополнительное финансирование в размере 16 млрд руб. на программу развития БАМа и Транссиба – на вывоз растущей добычи кузбасского угля.

А сейчас срочно рассчитываются дополнительные затраты РЖД по строительству железной дороги в обход Украины протяженностью около 700 км (Прохоровка – Журавка – Чертково – Батайск), а также ж/д путей к мосту из Кубани в присоединенный Крым. По предварительным оценкам, это еще более чем заметные и внеочередные затраты (до 100 млрд руб.).

Все это означает, что инвестиции у наших железнодорожников будут, причем они в той или иной мере стимулируют спрос РЖД на стальную продукцию. А он российским металлургам более чем интересен. И в первую очередь – спрос на ж/д рельсы, который достигает 80% в закупках металла этой госмонополией (рис. 1).

История показывает, что закупки железнодорожников являются весьма нестабильными.

Само ОАО «РЖД» сообщало, что в период с 2004 по 2008 г. увеличило ежегодную закупку стальной продукции у российских производителей на 20%, до 1,64 млн т (в том числе сортового проката, преимущественно рельсов, – до 1,34 млн т).

Соответственно, с з





Октябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  
Печать открыток на заказ Используя описанные выше эффекты, комбинируя их, Вы создадите эксклюзивную открытку или приглашение, которые очень долго не забудутся гостями Вашего праздника. Типография «Принт-Сервис» будет рада помочь Вам; к тому же, мы печатаем и открытки для поздравлений партнеров или коллег с традиционными праздниками, и универсальные открытки с вкладышами из дизайнерской бумаги. Заказать открытки.

Рубрики