06.11.2012 Российская металлургия опоздала в ВТО?
Десять лет назад, в октябре 2002 г., в Москве целую неделю велись напряженные консультации об условиях присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО). Представители Евросоюза и США вели переговоры с российской делегацией, одну из ведущих ролей в которой играл Алексей Мордашов. Причина в том, что глава «Северстали» к тому времени явно сменил Анатолия Чубайса в роли главного лоббиста идеи членства России в ВТО, возглавляя специальную рабочую группу в рамках Российского союза промышленников и предпринимателей.
Сейчас, когда Россия официально стала членом ВТО, а лично Алексей Мордашов – главой авторитетной Всемирной ассоциации стали (WSA), можно подвести итоги этого длительного процесса, а также попробовать оценить его последствия для российской металлургии.
На пути в ВТО
«Обычно страна, вступающая в ВТО, помимо согласования уровня тарифной защиты, приведения в соответствие законодательства и т.д., принимает на себя 20–30 дополнительных обязательств. Китай принял 232, в том числе о том, чтобы в течение 15 лет не поднимать вопрос о придании его экономике рыночного статуса. Мы же настаиваем на том, что требования к России не должны отличаться от нормальных средних требований», – говорил десять лет назад Алексей Мордашов. Причем он надеялся, что «Россия завершит переговоры о вступлении в ВТО к концу 2002 года».
Металлургия РФ к тому периоду в полной мере ощутила негативные последствия спада конъюнктуры и периода «стальных войн» в мире. Поставки недорогой стальной продукции на выгодный рынок Евросоюза ограничивались квотами Соглашения о торговле стальной продукцией между Россией и Европейским союзом угольщиков и сталепромышленников (ECSC), подписанного в 1997 г. сроком на 5 лет (с дальнейшим продлением). Однако с 3 апреля 2002 г. ЕС принял дополнительные меры по ограничению импорта российской стали в страны ЕС, включая введение пошлин в размере от 14 до 26% на 15 видов металлопроката.
Не меньшие проблемы в это время накопились и на американском стальном рынке. Сообщалось, что к октябрю 2001 года в отрасли США было сокращено более 1 млн рабочих мест, а президент Буш заявил, что «берет ситуацию в металлургии под свой личный контроль». В январе–феврале 2002 г. США возбудили несколько антидемпинговых расследований против ряда стран и предприятий – импортеров стальной продукции в США. Невзирая на действующее Соглашение о торговле некоторыми видами сталепродукции из Российской Федерации с США от 12 июля 1999 г. (содержащее квоты и ограничение цен), ужесточение вновь закончилось не в пользу российских металлургов.
Примеру ЕС и США по защите собственного рынка металлов последовали (через систему пошлин и квот) и многие другие страны. Поэтому мы (в статье «Что даст черной металлургии присоединение России к ВТО?» от 2 сентября 2002 г.) достаточно негативно оценивали борьбу правительства РФ и отраслевых лоббистов за скорейшее преодоление всех этих барьеров. Однако, как и глава «Северстали», не ожидали столь длительного и политизированного процесса этих самых переговоров.
Тем временем мировая экономика, включая металлургию, выбралась из очередного экономического кризиса. Прежде всего – за счет развития азиатских экономик, включая динамичный и мощный Китай. Наша металлургия неуклонно отставала от китайской, теряя долю на мировом рынке, но тем не менее показывала весьма позитивную динамику развития вплоть до 2007 г. (рис. 1).
Рис. 1
Источники: WSA, Росстат
Экспортная составляющая в продукции нашей металлургии держалась в 2001–2006 гг. на уровне 44–46% (рис. 2) и только в кризис стала демонстрировать тенденцию к снижению.
Рис. 2
Источники: ГТК, Росстат, MetalTorg.Ru
Наличие квот в некоторой степени стабилизировало поставки в ЕС и США, а российское потребление устойчиво росло. Напомним, что предкризисный 2007 г. ознаменовался рекордным внутренним спросом в РФ, причем на фоне рекордных цен, т.е. прибылей отрасли. Причина в том, что мировой инвестиционно-строительный бум (накануне известного кризиса ипотеки) в по
…
…